Правовой центр ДВА М готов предложить широкий спектр юридических услуг, связанных с установлением или изменением градостроительного регламента участка, изменением или оспариванием правил землепользования и застройки.
Наш опыт и деловые связи позволят минимизировать затраты времени и избежать дорогостоящих ошибок.
Представительство в уполномоченных органах | Представление интересов в суде | Взаимодействие с проектировщиками и экспертами |
По вопросам:
Правила землепользования и застройки (ПЗЗ), как было указано выше, являются основным источником информации о градостроительном регламенте земельного участка т.е. видах разрешённого использования и предельных параметрах застройки земельного участка.
ПЗЗ принимаются (во всяком случае, такая цель декларируется) с учётом перспектив развития населенного пункта, исключения градостроительных ошибок. В связи с этим изначально не ставится задача угодить всем интересам конкретных землепользователей.
Поэтому, согласно закону и судебной практике, само по себе несоответствие ПЗЗ интересам отдельных собственников не является нарушением.
Например, в Москве для исключения неконтролируемой точечной застройки большая часть застроенной территории отнесена к зоне «Ф», в которой запрещается новое строительство и увеличение площади существующих объектов.
При этом принятие (изменение) ПЗЗ затрагивает в первую очередь землепользователей, планирующих застройку участка, поскольку существующие объекты, (как и строящиеся, если разрешение на строительство выдано до вступления в силу ПЗЗ) могут эксплуатироваться по существующему назначению без ограничения срока, если только не угрожают жизни и здоровью граждан либо окружающей среде.
Некоторой защитой для потенциального застройщика является трехлетний срок действия ГПЗУ. В случае с арендованным участком, если положения ПЗЗ не позволяют исполнить ранее заключённый договор аренды под строительство, также может ставиться вопрос о расторжении договора и возмещении убытков.
Соответственно о нарушениях при принятии ПЗЗ, при которых целесообразно их судебное оспаривание можно говорить, если:
- ПЗЗ явно ограничивают права собственников без какого-либо разумного обоснования;
- В ПЗЗ допущены ошибки технического характера.
В свою очередь в случаях, когда ПЗЗ не соответствуют интересам владельца участка, но при этом отсутствуют явные формальные нарушения – целесообразнее ставить вопрос о внесении изменений в ПЗЗ.
Например, об установлении возможности нового строительства для участков в зоне «Ф» по ПЗЗ Москвы.
В рамках данной процедуры представляется возможным доказать, что предлагаемые изменения соответствуют не только пожеланиям конкретного землепользователя, но и публичным интересам – гармоничному развитию населённого пункта, привлечению инвестиций и т.д.
Правила землепользования и застройки являются нормативно-правовым актом, оспаривать их необходимо в судах общей юрисдикции. Для некоторых регионов (например, для г. Москвы) это делает судебное оспаривание крайне неэффективным.
Можно выделить нижеследующие наиболее характерные нарушения при принятии ПЗЗ:
Данные обстоятельства являются основанием для заявления возражений при принятии правил землепользования и застройкиво время процедуры публичных слушаний либо могут выступать основанием оспаривания ПЗЗ после их принятия.
- Территориальное зонирование ПЗЗ не соответствует сведениям Генерального плана о функциональном зонировании территории
- ПЗЗ относит земельный участок к двум и более территориальным зонам
- ПЗЗ содержит информацию об иных ограничениях использования земельного участка
- ПЗЗ устанавливает параметры разрешённого строительства, не допускающие застройку земельного участка
- Допущено грубое нарушение порядка принятия ПЗЗ
- Приведение в соответствие вида разрешенного использования
- Письмо Министерства экономического развития РФ от 31 июля 2015 г. N ОГ-Д23-10238 «О рассмотрении обращения»
- Обзор документа
- Разрешенное использование з/у установлено до введения в действие классификатора ВРИ
- Нарушения правил землепользования: изменение и генеральный план правил застройки или публичные слушания
- Участники и категории в земельных отношениях
- Проблема идентификации земельных участков
- Обязанности землепользователей
- Документальные особенности использования земли
- Особенности фактического землевладения в разрезе государственного законодательства
- Обзор судебной практики ВС РФ № 4 (2017) — Практика применения земельного законодательства
- Несоответствие категории использования и пзз
- Зачем нужны Правила землепользования и застройки
- Несоответствие вида разрешенного использования земельного участка
- Пзз что это такое: правила землепользования и застройки сельского поселения, муниципального образования, градостроительный регламент
- Утверждение ПЗЗ
- Внесение необходимых изменений в действующие «Правила»
- Установление видов зон
- Градостроительный регламент
- Существующие виды земельных участков
- Предоставление разрешения
- Пзз и гпзу
- 💡 Видео
Территориальное зонирование ПЗЗ не соответствует сведениям Генерального плана о функциональном зонировании территории
В соответствии с нормами закона, при установлении территориальных зон ПЗЗ должно учитываться и то, как фактически используется территория на текущий момент, и то, каким образом она должна будет развиваться в дальнейшем, что определяется по функциональному зонированию Генерального плана. Суды толкуют данную норму закона так, что, если территориальное зонирование ПЗЗ не совпадает с функциональным зонированием Генерального плана, содержание ПЗЗ должно быть принудительно откорректировано.
https://www.youtube.com/watch?v=7nSkkKI3mf4
ПЗЗ установили в отношении земельного участка территориальную зону, виды разрешённого использования которой не соответствуют целям предоставления участка.
Вид разрешённого использования до принятия ПЗЗ устанавливался для земельного участка в правоустанавливающих документах (договорах купли-продажи, аренды, где указывается, для каких целей передаётся из государственной собственности земельный участок; издававшихся в 90-е годы актах о предоставлении или о праве на земельный участок и т.п.).
При этом вид разрешённого использования участка по правоустанавливающим документам может противоречить перечню видов разрешённого использования, установленному для территориальной зоны данного участка по ПЗЗ.
Оспаривать ПЗЗ по мотивам несоответствия текущему разрешённому использования земельного участка, при отсутствии иных нарушений, на практике неэффективно.
В данной ситуации следует помнить, что земельные участки и размещённые на них объекты капитального строительства (объекты недвижимости) могут использоваться без приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, закреплённым в ПЗЗ, неограниченно долгое время. Такие объекты недвижимости (или такое использование участка) не должны нести угрозу жизни или здоровью человека или окружающей среде.
Однако, в отношении земельных участков в этом случае запрещена дальнейшая застройка, а для уже возведённых объектов недвижимости запрещена реконструкция, за исключением того случая, когда реконструкция проводится для приведения объекта в соответствие с установленным ПЗЗ новым градостроительным регламентом.
Таким образом, для участков, в отношении которых новыми ПЗЗ была введена зона, не соответствующая их текущему использованию и целям, ради которых участок предоставлялся, запрещена застройка и другие значительные изменения параметров объектов капитального строительства.
Особенно значительные убытки от введения таких ПЗЗ несут арендаторы и собственники земельных участков, которые приобретали землю для строительства.
При этом, собственники таких участков всё же вправе возвести на них объекты, хоть и не отвечающие их первоначальным замыслам, но соответствующих требованиям ПЗЗ (например, если участок покупался с разрешённым использованием «под промышленное производство», а ПЗЗ для участка была установлена «зона торговых объектов», собственник участка может изменить профиль деятельности и возвести взамен промышленного цеха торговое строение, либо передать участок под торговлю в аренду). Между тем, для арендатора таким образом «подстроиться под ПЗЗ» совершенно невозможно, поскольку изменение цели предоставления участка из земель в публичной собственности в договоре аренды, в том числе по соглашению сторон, недопустимо, что не раз подтверждалось судебной практикой.
В данной ситуации арендатор может потребовать от публичного собственника досрочного расторжения договора аренды по мотиву существенного изменения обстоятельств (кроме того, при этом можно взыскать убытки).
В отношении собственников участков, потерявших с принятием ПЗЗ возможность его использования, некоторые суды признают право потребовать у публичного органа выкупить такой участок (однако примеры использования подобного права на настоящий момент отсутствуют).
ПЗЗ относит земельный участок к двум и более территориальным зонам
Распространённой является ситуация, когда при издании ПЗЗ не учитываются текущие границы земельных участков, в результате чего их территория «разрезается» границами территориальных зон, а сами участки попадают в две или более территориальные зоны одновременно.
Данная ситуация напрямую противоречит нормам закона, который предусматривает специальное требование о том, что границы земельных участков и границы территориальных зон не должны пересекаться, т.е. каждый участок может относиться только к одной территориальной зоне.
Если подобное произошло, решение может быть двояким.
Если участок был сформирован в текущих границах до издания ПЗЗ, его правообладатель имеет право оспорить положения ПЗЗ в части установления границ территориальных зон.
По практике, в таких случаях суд признает ПЗЗ в указанной части недействующими, а в случае заявления соответствующих требований административным истцом обяжет орган, уполномоченный на изменение ПЗЗ (специальную комиссию по их подготовке), изменить границы территориальных зон так, чтобы они не пересекали границы земельного участка.
https://www.youtube.com/watch?v=1d-YkEyLOH4
Если же, наоборот, участок был сформирован после введения в действие текущей редакции правил землепользования и застройки, предусматривающей две территориальные зоны для одного участка, оспаривание ПЗЗ будет неэффективным. В данном случае необходимо делить участок по границам зон и/или предъявлять иск о взыскании убытков к Росреестру.
ПЗЗ содержит информацию об иных ограничениях использования земельного участка
Помимо территориальных зон, ПЗЗ содержат также информацию об иных видах зонирования территории, которые также могут накладывать ограничения на использование участка.
Так, ПЗЗ содержат информацию, в том числе, о границах зон с особыми условиями использования территории (природо-охранные, охранные, санитарно-защитные, зоны охраны объектов культурного наследия, зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственного водоснабжения), о границах красных линий, полос отвода дорог.
Следует учитывать, однако, что в данной части правила землепользования и застройки лишь отражают сведения о границах таких зон, содержащиеся в специальных актах уполномоченных субъектов; сам орган по разработке ПЗЗ не вправе устанавливать данные границы самостоятельно.
Поэтому информация ПЗЗ о прохождении границы указанных зон может быть оспорена только в случае, если одновременно будут оспорены положения того или иного акта, установившего указанную границу.
ПЗЗ устанавливает параметры разрешённого строительства, не допускающие застройку земельного участка
Права землепользователя могут быть нарушены и в том случае, если территориальные и иные зоны допускают использование участка для нужд, определённых правообладателем. ПЗЗ могут устанавливать ограничения для наиболее важного способа использования участка – его застройки.
В норме, правила землепользования и застройки должны предусматривать набор параметров, характеризующих возможность осуществления строительства: плотность, высотность застройки, нормативные отступы от границ участка при строительстве.
В некоторых же случаях ПЗЗ устанавливает, что параметры строительства установлены «по фактическому использованию», т.е. застройка данного участка запрещена. Именно такой режим установлен для большей части застроенной территории в ПЗЗ Москвы (зона сохраняемого землепользования «Ф»).
В таком случае целесообразно ставить вопрос не о судебном оспаривании ПЗЗ, а об их изменении по заявлению землепользователя.
Однако в иных случаях ПЗЗ могут в принципе не содержать сведений о параметрах застройки.
Тогда при получении градостроительного плана земельного участка велика вероятность увидеть в данном документе взамен параметров разрешённого строительства либо ноль, либо фразу «определяется проектом планировки территории».
Включая данную фразу в ГПЗУ, органы государственной власти и местного самоуправления принуждают землепользователя к подготовке проекта планировки территории — длительной и затратной процедуре, по времени осуществления в некоторых случаях сопоставимой с самим строительством.
Такое содержание ПЗЗ и ГПЗУ может быть оспорено в судебном порядке.
Допущено грубое нарушение порядка принятия ПЗЗ
ПЗЗ могут также быть успешно оспорены в том случае, если будет доказано, что при их принятии была существенно нарушена соответствующая процедура: например, не были проведены публичные слушания, согласования заинтересованных органов и т.д.
Наши услуги: территориальная зона не соответствует цели, вопрос о соответствии генплана и разрешенного использования земли,вопрос о правильности использования земельного участка, обратная сила пзз, какой раздел пзз нужно заказывать для смены вида разрешенного использования.
Видео:Как изменить вид разрешенного использования (ВРИ) земельного участка?Скачать
Приведение в соответствие вида разрешенного использования
Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Обзор документа
Письмо Министерства экономического развития РФ от 31 июля 2015 г. N ОГ-Д23-10238 «О рассмотрении обращения»
Департаментом недвижимости Минэкономразвития России рассмотрен вопрос разъяснения норм приказа Минэкономразвития России от 1 сентября 2014 г. N 540 «Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков» (далее — приказ N 540, Классификатор), и сообщает следующее.
1. Принятие Классификатора было обусловлено положениями статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации и направлено на упорядочение составления правил землепользования и застройки, упорядочение государственного кадастрового учета объектов недвижимости, ведения единого автоматизированного документооборота на всей территории Российской Федерации, упрощения землепользования.
2. Следует отметить, что до издания классификатора, при установлении видов разрешенного использования органы самостоятельно определяли наименование вида разрешенного использования. Вместе с тем после вступления в силу приказа N 540 виды разрешенного использования в правилах землепользования и застройки устанавливаются в соответствии с классификатором.
3.
Органы местного самоуправления устанавливают виды разрешенного использования в соответствии с правилами землепользования и застройки, если они были приняты до вступления в силу приказа N 540, однако если виды разрешенного использования устанавливаются или изменяются в правилах землепользования и застройки после 24.12.2014, то виды разрешенного использования должны соответствовать классификатору.
Так, согласно пунктам 12, 13 статьи 34 названного федерального закона до 1 января 2023 года орган местного самоуправления поселения, орган местного самоуправления городского округа обязаны внести изменения в правила землепользования и застройки в части приведения установленных градостроительным регламентом видов разрешенного использования земельных участков в соответствие с видами разрешенного использования земельных участков, предусмотренными классификатором видов разрешенного использования земельных участков. При этом проведение публичных слушаний по проекту изменений, вносимых в правила землепользования и застройки, не требуется.
По заявлению правообладателя земельного участка об установлении соответствия разрешенного использования земельного участка классификатору видов разрешенного использования земельных участков уполномоченные на установление или изменение видов разрешенного использования земельного участка орган государственной власти или орган местного самоуправления в течение одного месяца со дня поступления такого заявления обязаны принять решение об установлении соответствия между разрешенным использованием земельного участка, указанным в заявлении, и видом разрешенного использования земельных участков, установленным классификатором видов разрешенного использования земельных участков. Данное решение является основанием для внесения изменений в сведения ГКН о разрешенном использовании земельного участка.
Отмечаем, что виды разрешенного использования применяются не только в связи с предоставлением земельных участков, но и действуют в отношении земельных участков, находящихся в частной собственности.
https://www.youtube.com/watch?v=qPHlbUqyNPQ
Дополнительно сообщаем, что Минэкономразвития России планирует внесение соответствующих изменений в приказ N 540 по результатам обобщения практики применения Классификатора видов разрешенного использования.
Врио директора Департамента недвижимости | М.В. Бочаров |
Обзор документа
Приказом Минэкономразвития России от 1 сентября 2014 г. N 540 был утвержден классификатор видов разрешенного использования земельных участков. До его издания органы самостоятельно определяли наименование вида.
Органы местного самоуправления устанавливают виды разрешенного использования в соответствии с правилами землепользования и застройки, если они были приняты до вступления в силу приказа.
Правообладатель объекта может направить в уполномоченный орган заявление об установлении соответствия разрешенного использования земельного участка классификатору. Необходимое решение должно быть принято в течение 1 месяца. Оно является основанием для внесения изменений в сведения госкадастра недвижимости о разрешенном использовании участка.
Отмечено, что виды разрешенного использования применяются не только в связи с предоставлением участков, но и действуют в отношении земель, находящихся в частной собственности.
Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 1 сентября 2014 г. № 540 утвержден классификатор видов разрешенного использования земельных участков (далее – Приказ № 540, классификатор).
Классификатор разработан во исполнение п.
13 плана мероприятий («дорожной карты») «Повышение качества государственных услуг в сфере государственного кадастрового учета недвижимого имущества и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2012 г. № 2236-р, п. 2 ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации.
Классификатор определяет исчерпывающий перечень видов разрешенного использования земельных участков, устанавливаемых после вступления Приказа № 540 в силу, содержит наименование вида разрешенного использования, его описание, код вида разрешенного использования земельного участка.
Согласно п. 11 ст. 34 Федерального закона от 23 июня 2014 г. № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – ФЗ № 171-ФЗ) разрешенное использование земельных участков, установленное до дня утверждения классификатора, признается действительным вне зависимости от его соответствия указанному классификатору.
В соответствии с п. 12 ст. 34 ФЗ № 171-ФЗ до 1 января 2023 г.
орган местного самоуправления поселения, орган местного самоуправления городского округа обязаны внести изменения в правила землепользования и застройки в части приведения установленных градостроительным регламентом видов разрешенного использования земельных участков в соответствие с видами разрешенного использования земельных участков, предусмотренными классификатором. При этом проведение публичных слушаний по проекту изменений, вносимых в правила землепользования и застройки, не требуется.
Согласно п. 13 ст.
34 ФЗ № 171-ФЗ по заявлению правообладателя земельного участка об установлении соответствия разрешенного использования земельного участка классификатору видов разрешенного использования земельных участков уполномоченные на установление или изменение видов разрешенного использования земельного участка орган государственной власти или орган местного самоуправления в течение одного месяца со дня поступления такого заявления обязаны принять решение об установлении соответствия между разрешенным использованием земельного участка, указанным в заявлении, и видом разрешенного использования земельных участков, установленным классификатором видов разрешенного использования земельных участков. Данное решение является основанием для внесения изменений в сведения государственного кадастра недвижимости о разрешенном использовании земельного участка.
https://www.youtube.com/watch?v=tEj2GJF91Ik
Документ зарегистрирован в Минюсте России 8 сентября 2014 г. за № 33995, вступает в силу по истечении 90 дней после его официального опубликования (до настоящего времени не опубликован).
С текстом Приказа № 540, классификатором можно ознакомиться в приложении к настоящей новости.
Разрешенное использование з/у установлено до введения в действие классификатора ВРИ
Разрешенное использование зем.уч. установлено в 2002 г., т.е. до введения в действие ПЗЗ и классификатора ВРИ.
в соответствии с ФЗ 171 от 23.06.2014 (ст. 34) разрешенное использование установленное до введения в действие классификатора ВРИ признается действительным вне зависимости от его соответствия классификатору. В связи с чем возник вопрос — обязана ли организация приводить разрешенное использование в соответствие с классификатороми ПЗЗ или такой необходимости нет?
Ответы юристов ( 2 )
Доброго времени суток!
ВРИ в ПЗЗ не совпадают с новым классификатором ВРИ, который принят 24 декабря 2014. Отсюда вытекает несоответствие ВРИ в ПЗЗ и в классификаторе. Согласно приказу Минэкономики Росреестр руководствуется только новым классификатором.
А изменения в ПЗЗ все областей и районом обязали привести в соответствие с классификатором до 1 января 2023 года.
Образовалась «дыра» длинною 5 лет)Что делать в таком случае: Идем в адм района или МФЦ и пишем заявление » Об установлении соответствия ВРИ ЗУ классификатору» В течении 30 дней должен быть получен ответ.
Но это не исчерпывающая информация.
Дать более подробную консультацию не представляется возможным, так как информации недостаточно, а данные случаи специфичны и индивидуальны. Если, что-то осталось неясным или нужна дополнительная помощь, обращайтесь ко мне в чат, рад буду помочь.
Удачи и успехов вам. Жду ответа на вопросы.
Видео:Категории земель и виды разрешенного использованияСкачать
Нарушения правил землепользования: изменение и генеральный план правил застройки или публичные слушания
Несоблюдение правил регистрации и оформления прав собственности на землю приводит не только к затруднению использования территорий. Отклонения от норм оформления влияют и на темпы развития рынка недвижимости Российской Федерации.
Чаще всего случаи отказа от оформления встречаются по причине нежелания брать ответственность по:
- оплате налогов;
- совершению арендной платы;
- восстановительным процедурам с земельными участками.
Участники и категории в земельных отношениях
Доказать право собственности на землю, которая не имеет официального оформления, практически невозможно.
Государственное законодательство создает условия, необходимые для своевременного и правильного оформления земельного участка во избежание проблем при использовании недвижимости (аренда, продажа, раздел имущества).
Правовой основой в сфере землевладения являются федеральные законы. К сожалению, их действие не всегда находит правильное применение на практике.
В соответствии с Земельным кодексом РФ землепользователями могут выступать:
- физические лица;
- юридические лица;
- образования государственного и муниципального значения.
Фактическое землепользование включает следующие категории:
- граждане, которые обладают правами собственности на использование объекта недвижимости;
- граждане, которые заняли определенный земельный участок без регистрации документов и оформления юридических прав;
- лица, которые получили право собственности во время действия официальных юридических документов (полная выплата аренды, вступление в права наследства).
Несанкционированный захват территории наказывается государственным законодательством в рамках административной ответственности.
Проблема идентификации земельных участков
Практика показывает, что во многих ситуациях доказать несанкционированный захват земли практически невозможно. Сложность заключается в отсутствии критериев для идентификации определенного участка территории. В данном случае, правильно урегулировать гражданские отношение очень сложно.
https://www.youtube.com/watch?v=UPdbdWyrNZc
Если в Кадастре государственной недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, то фактически невозможно определить его границы. Следовательно, провести судебное разбирательство в соответствии с государственными нормами нельзя.
Незарегистрированная в кадастровом учете недвижимость не имеет никаких гарантий для собственников.
В виду этого, власти вынуждены вводить в правовую базу обособленное понятие «фактическое землепользование», за которым закрепляются конкретные нормы применения в судебной практике.
Обязанности землепользователей
Фактическое землепользование предполагает ряд обязанностей, которые принимают граждане, использующие определенную территорию:
- охрана лесных ресурсов, водоемов и экосистем;
- соблюдение норм и правил пожарной безопасности;
- соответствие регламентам Градостроительного кодекса РФ;
- противостояние загрязнению и борьба с процессами загрязнения почв, водоемов и воздуха;
- не допускать ухудшения состояния плодородных почв.
Документальные особенности использования земли
Несмотря на несовершенство законодательства в данной сфере, фактическое землепользование должно подкрепляться определенными бумагами и документами:
- бумага, указывающая на официальное разрешение использовать определенную часть земли;
- нотариально заверенный договор, указывающий на приобретение объекта недвижимости, расположенного на исследуемом земельном участке;
- результат судебного процесса, указывающий на то, что конкретные лица имеют право использовать участок земли или объекты недвижимости, расположенные на его территории.
Несовершенство законодательства в данной правовой области обуславливает некоторые разногласия. Многие специалисты не согласны с правильностью использования вышеуказанных документов в качестве подтверждения права на использование земли.
Тут же следует учесть, что лица, которые используют земельный участок на протяжении пятнадцати лет, могут свободно претендовать на право собственности. Гражданский кодекс РФ в данном случае учитывает свойство приобретательной давности и регламентирует для него определенные требования. Право собственности приобретается через пятнадцать лет использования, если гражданин:
- непрерывно использует земельный участок;
- несет ответственность за его сохранность и содержание;
- добросовестно и открыто ведет деятельность на определенном земельном участке;
- выполняет обязанности на ряду с собственниками имущества на протяжении всего времени.
Особенности фактического землевладения в разрезе государственного законодательства
В Земельном кодексе теоретические и практические вопросы землевладения остаются актуальными и на сегодняшний день. Проблема присвоения определенного статуса лицам, которые на сегодняшний день являются фактическими землепользователями, остро затрагивает решения высших органов управления.
На данный момент государственное законодательство устремлено в повышение эффективности процессов синхронизации правовых основ с регламентами Земельного кодекса. В данном случае основной целью является поиск механизмов, которые бы смогли максимизировать ответственность землепользователей по отношению к земельным ресурсам.
Обеспечить масштабный процесс приватизации необходимо на высших уровнях законодательной власти. Такие процессы положительно отобразятся на экономических результатах, урегулировании гражданских и земельных отношений. Повышение контроля улучшит и условия проведения судебных процессов в данной сфере юриспруденции.
Обзор судебной практики ВС РФ № 4 (2017) — Практика применения земельного законодательства
Судебные акты о признании незаконным отказа уполномоченного органа в предоставлении в собственность земельного участка собственнику недвижимого объекта, расположенного на этом участке, отменены, поскольку содержащиеся в них выводы не соответствуют нормам Градостроительного кодекса Российской Федерации о первичности генерального плана перед правилами землепользования и застройки.
https://www.youtube.com/watch?v=5eXTVs4xnXQ
Общество является собственником объекта недвижимости — станции технического обслуживания автомобилей, расположенной на земельном участке, предоставленном обществу в аренду до 2063 года на основании договора с уполномоченным органом муниципального образования (далее — администрация).
Ссылаясь на положения подп. 6 п. 2 ст. 39.3 и п. 2 ст. 39.20 ЗК РФ, общество обратилось в администрацию с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка под принадлежащим ему объектом недвижимости.
Администрация сообщила заявителю, что испрашиваемый земельный участок не подлежит предоставлению в частную собственность в силу п. 12 ст.
85 ЗК РФ, поскольку в соответствии с генеральным планом муниципального образования он относится к зоне зеленых насаждений общего пользования.
Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании отказа администрации незаконным. Решением суда первой инстанции, оставленным без изменения постановлениями суда апелляционной инстанции и арбитражного суда округа, заявление общества удовлетворено.
Суды исходили из того, что на земельном участке находится объект недвижимости, принадлежащий обществу, фактическое использование земельного участка соответствует виду его разрешенного использования и перечню разрешенных видов использования, предусмотренных Правилами землепользования и застройки муниципального образования, и пришли к выводу об отсутствии основания для отказа в предоставлении в собственность земельного участка на основании ст. 85 ЗК РФ.
Суды также приняли во внимание, что решением законодательного органа муниципального образования были внесены изменения в Правила землепользования и застройки, в соответствии с которыми спорный участок расположен в территориальной зоне «коммунально-складская зона», одним из видов разрешенного использования которой является размещение мастерских, предназначенных для ремонта и обслуживания автомобилей.
Изменения в правила были внесены после принятия генерального плана. Судебная коллегия Верховного Суда Российской Федерации отменила названные судебные акты и направила дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 18, 23 ГрК РФ генеральные планы включают в себя карты планируемого размещения объектов с указанием или описанием зон размещения названных объектов. Частью 3 ст. 9, чч. 9, 10 ст. 31, п. 1 ч. 2 ст. 33, п. 2 ч. 1 ст. 34, ч. 15 ст.
35 ГрК РФ установлен принцип первичности генерального плана перед правилами землепользования и застройки как основополагающего документа территориального планирования, определяющего стратегию градостроительного развития территорий и содержащего долгосрочные ориентиры их развития.
Видео:Земельное право кратко | Категории земель и виды разрешенного использованияСкачать
Несоответствие категории использования и пзз
Правила землепользования и застройки (ПЗЗ), как было указано выше , являются основным источником информации о градостроительном регламенте земельного участка , т.е. параметрах разрешённого использования и застройки земельного участка.
Правила землепользования и застройки, в которых приняты параметры разрешённого использования участка, не соответствующие ожиданиям землепользователя, могут нарушать права землепользователя одним из следующих способов: 1.
ПЗЗ установили в отношении земельного участка территориальную зону , виды разрешённого использования которой не соответствуют целям предоставления участка При этом вид разрешённого использования участка по правоустанавливающим документам может противоречить перечню видов разрешённого использования , установленному для территориальной зоны данного участка по ПЗЗ.
Оспаривать ПЗЗ по мотивам несоответствия текущему разрешённому использования земельного участка, при отсутствии иных нарушений , на практике неэффективно.
Поэтому информация ПЗЗ о прохождении границы указанных зон может быть оспорена только в случае, если одновременно будут оспорены положения НПА, установившие указанную границу. 4.
ПЗЗ устанавливает параметры разрешённого строительства, не допускающие застройку земельного участка В норме, правила землепользования и застройки должны предусматривать набор параметров, характеризующих возможность осуществления строительства: плотность, высотность застройки, нормативные отступы от границ участка при строительстве.
В некоторых же случаях ПЗЗ устанавливает, что параметры строительства установлены «по фактическому использованию», т.е. застройка данного участка запрещена.
https://www.youtube.com/watch?v=YZ_pLCtUNgQ
Такое содержание ПЗЗ и ГПЗУ должно оспариваться в судебном порядке .
Зачем нужны Правила землепользования и застройки
На ней отмечают все границы данных зон, при этом одна зона может состоять из нескольких участков, а вот один участок из нескольких зон – нет.
Это легко объяснить: на территории одного заповедника может располагаться несколько участков (например, лес, гора, озеро), но один участок не может состоять из заповедника, жилой части и промышленного производства.
За порядок внесения изменений, в том числе в план сельского поселения, отвечает статья 33 Гражданского Кодекса РФ.
- Внесение изменений производится в соответствии со статьями Кодекса.
- Внесение изменений производится в соответствии со статьями Кодекса.
- Рассмотрением проекта занимается местная администрация.
Несоответствие вида разрешенного использования земельного участка
Вопрос об особенностях получения разрешения на условно разрешённый вид использования земельного участка — пример анализа конкретного случая 1. Исходная ситуация сводится к следующему: 2.
Имеет место правовая неопределённость: 1) с одной стороны, для исходного земельного участка до введения в силу ПЗЗ было определено разрешённое использование – «для жилищных нужд под строительство жилой застройки»; 2) с другой стороны, сложилась следующая ситуация: В государственный кадастр недвижимости должно вноситься разрешенное использование земельного участка (пункт 14 части 2 статьи 7 Федерального закона от 24 июля 2007 г. Вид разрешенного использования земельного участка определялся по данным государственного кадастра объектов недвижимости. Понятием, очень тесно переплетающимся с понятием «вид разрешенного использования земельного участка » является понятие «вид разрешенного использования объектов капитального строительства».
Может ли предприятие изменить основной вид разрешенного использования земельного участка при определенных условиях?
Видео:Как поменять категорию земли? ИЖС I СНТ I вид разрешенного использованияСкачать
Пзз что это такое: правила землепользования и застройки сельского поселения, муниципального образования, градостроительный регламент
При этом учитываются требования, которые содержат действующие правила/документы, касающиеся вопросов территориального планирования (с учётом изменений, внесённых в ГрК законом 342-ФЗ).
В ПЗЗ необходимо предусмотреть места, где будут размещаться объекты федерального (регионального, местного подчинения).
Если проект готовится не для всего земельного участка, а для его части, то его можно разрабатывать даже при отсутствии соответствующего генплана.
Решение о начале разработки ПЗЗ требует создания специальной комиссии.
Подготовленный проект «Правил» проверяется на соответствие положениям действующего российского законодательства. Если оно соблюдено, ППЗ выносится на обсуждение, которое организуется согласно положениям 31, 28, 5 статей ГрК.
При необходимости, по результатам прошедших обсуждений предлагаемой застройки, в него вносятся необходимые изменения.
Утверждение ПЗЗ
Подготовленные «Правила» подлежат утверждению уполномоченными структурами местного самоуправления (кроме ситуаций, перечисленных ст.63 ГрК).
Детально вопрос рассмотрен в тексте ст.32 Кодекса.
Внесение необходимых изменений в действующие «Правила»
Правилами предусмотрены следующие причины:
- Несоответствие действующих ПЗЗ Генплану населённого пункта (территории, находящейся в юрисдикции муниципалитета), возникшее вследствие внесения в последние документы одного и более изменений;
- Поступлении таких предложений, реализация которых потребует поменять существующий ГР;
- Изменение «Правил» необходимо оперативно выполнять при выявлении несоответствия границ (фактические отличаются от тех, которые учтены в ЕГР);
- Если установлено, что хотя бы один из объектов (участков земли) из числа поименованных в ПЗЗ, который полностью или частично располагается в зонах с особым порядком регулирования их статуса, не соответствуют ограничениям для застройки данной зоны;
- Когда меняются границы таких зон или они полностью прекращают своё существование.
Решение, согласно которому вносятся изменения в ПЗЗ, должно быть принято в течение месяца после проработки всех рассмотренных предложений (есть случаи, когда такого решения придётся официально ждать до 6 месяцев).
Установление видов зон
Определяя границы территорий, при написании текста ПЗЗ, разработчики обязательно учитывают следующие факторы:
- Возможность совмещения в единой зоне разных вариантов использования имеющегося участка (реального/планируемого);
- Определённые Генпланом параметры развития тех либо иных функциональных зон;
- Фактически сформировавшееся в рассматриваемой ТЗ землепользование (с обязательным учётом фактической планировки территории);
- Предстоящие изменения участков, относящихся к землям, имеющим различные категории;
- Исключение повреждений ОКС, возведённых на соседних участках;
- Расположение объектов, имеющих статус исторических (культурных), находящихся в региональной либо федеральной юрисдикции.
Важно понимать, что с высокой вероятностью границы таких территорий будут отличаться от тех, которые установлены местной администрацией (в разработанных ПЗЗ) для муниципальных участков.
https://www.youtube.com/watch?v=LKPAikA1BhU
При зонировании правила, разработанные администрацией, могут предусматривать наличие зон различного назначения. Например, жилых или сельскохозяйственных, промышленных либо со специальными режимами охраны, иных.
Градостроительный регламент
ГР устанавливает правовой режим конкретных участков, включая расположенное под ним и находящееся над его поверхностью (при условии применения для эксплуатации возведённых на нём ОКС).
Под положения ГР подпадают ОКС и участки земли, расположенные в границах территории (согласно имеющейся карте зонирования), для которой разработан ГР.
Участки, не подпадающие под требования ГР, поименованы в п.4 ст.36 Гражданского Кодекса. В ней же рассмотрены вопросы, касающиеся разработки такого документа как ГР и его последующего использования.
Существующие виды земельных участков
Их можно свести в три группы разрешённого использования.
К первой относятся основные. Во вторую собраны условно разрешённые. А к третьей принято относить вспомогательные.
Задание в тексте ПЗЗ предельных параметров, а также определение допустимых отклонений последних в части, касающейся разрешённого строительства (с одной стороны), установленных правилами, размеров конкретных участков (с другой), детально рассмотрено в ст.38 Кодекса.
Предоставление разрешения
Для внесённой в ПЗЗ территории, имеющей статус участка с условно разрешённым строительством, порядок получения разрешения на возведение ОКС регламентируется положениями ст.39 Кодекса.
Решение принимается в несколько этапов:
- Застройщик подаёт в муниципальный орган соответствующую заявку;
- Заявка рассматривается на публичных слушаниях, либо проходит общественное обсуждение. На это отводится не более месяца;
- По их результатам оформляются рекомендации (разрешить/запретить);
- На основании данных рекомендаций глава администрации принимает в течение 3 рабочих дней соответствующее решение.
Все расходы, которые потребуется понести в рамках выполнения каждого из упомянутых этапов, в результате которых будет оформлено разрешение на застройку, правилами возлагаются на лицо, пытающееся получить разрешение.
Вынесенное отказное решение можно обжаловать в суде.
Пзз и гпзу
ГПЗУ — градостроительный план земельного участка. После внесения изменений в ПЗЗ, можно приступить к получению ключевого градостроительного документа — ГПЗУ.
ППЗ достаточно подробно рассмотрен действующим законодательством (в частности, ст.30 Кодекса). ГПЗУ в статье 57.3 этого же документа.
💡 Видео
ПЗЗ (правила землепользования и застройки), что ВАЖНО ЗНАТЬ собственнику земельного участкаСкачать
Внесение изменений в генплан и ПЗЗСкачать
Правила землепользования и застройкиСкачать
Как изменить вид разрешенного использования земельного участка?Скачать
Как изменить вид разрешенного использования земельного участкаСкачать
Урок 2.3. Правила землепользования и застройкиСкачать
КАК ИСПОЛЬЗОВАТЬ ЗЕМЕЛЬНЫЙ УЧАСТОК ДЛЯ БИЗНЕСА и не нарушить ПЗЗ // Наталья АгафоноваСкачать
Новый закон! Как быстро изменить вид разрешенного использования земельного участкаСкачать
Курс для градостроителей. Урок 1.Генеральный план и Правила землепользования и застройки (ПЗЗ)Скачать
Зоны с особыми условиями использования территории / Ограничения и обременения земельных участковСкачать
2 способа найти Правила землепользования и застройки (ПЗЗ)Скачать
Инструкция: где найти правила землепользования и застройки, узнать территориальную зону участка?Скачать
Отменили ПЗЗ - правила землепользования и застройки. Как быть? Ответ здесь!Скачать
Регламент землепользования для ИЖССкачать
Категории земель: секрет быстрого запоминания. Земельное право. Земельный кодекс (ЗК РФ).Скачать
Урок 3. Проверяем земельный участок с помощью правил землепользования и застройки.Скачать